Впечатления: Немыслимый, нереальный, гипнотизирующий, наркотический фильм. Если бы мне сказали раньше, что человек сможет когда-либо снять подобное – я бы только рассмеялся в ответ. Жан-Пьер Жене создал нечто выходящее за рамки привычных понятий, сотворил настоящее совершенство, которого никому не достичь. Поверьте, одна минута «Амели» стоит всего остального кинематографа последних лет. В ленте столько планов и мыслей, что каждая мизансцена напоминает отдельное законченное произведение – со своим философским подтекстом и идеей. Именно поэтому, об «Амели» можно говорить вечно – и так и не сказать ничего, или написать всего пару строк – и этим полностью охарактеризовать фильм.
Формально – это лишь мелодрама с элементами комедии и сказки. Реально – чистый сюрреализм и поток сознания. Видели «Город Потерянных Детей»? Умножьте его на сто – и вы представите примерное впечатление о новой картине режиссера. Идеально абсолютно все – операторская работа, режиссура, музыка, сюжет, актеры и персонажи. «Амели» - безумно красивый фильм. «Амели» - добрый фильм, и, в то же время, грустный. «Амели» - фильм о любви, счастье и человеке. За внешней мишурой новомодных спецэффектов, давным-давно уже потерялась душа творца и создателя, потерялось сострадание и всепрощение, любовь ко всем и каждому. Поверьте, я не преувеличиваю, - этот фильм будет для всех и каждого глотком воды в жажду, или ушатом ледяной воды после похмелья – с сеанса вы выйдете другим человеком. И если сможете найти человека, которому не понравилась «Амели» - небо явно упадет на Землю, так как носить нас, зачерствелых, планета больше не сможет.
«Амели», повторюсь, фильм, который понравится всем. За время после выхода лента не удостоилась ни одного отрицательного отзыва – это даже не парадокс, а какая-то метафизика. С самых первых кадров на нас выплескивают столько эмоций и оголенных нервов, что кажется, сейчас растворишься и исчезнешь где-то на заднем плане шедевра. Каждый персонаж станет вам родным и знакомым, будто всю жизнь жили с ним бок о бок. Ладони будут вжиматься в кресло, настолько сильны переживания за героиню в финале – а ведь происходит-то всего лишь знакомство двух людей! Музыка останется в памяти на всю жизнь – это работа ничуть не меньшего уровня, чем сама лента. Режиссерская работа настолько безупречна, что достойна войти во все учебники по кинематографии.
Но вышесказанное не стоило бы и ломаного гроша, если не душа фильма. Она просветляет, заставляет радоваться жизни, ловить любое мгновение и пить его без остатка. Это как с трескучего мороза подойти к горячей печи – тепло и доброта просто окутывает зрителя. После ленты хочется признаваться в любви и быть любимым, хочется пить, есть и веселиться тому, что мы можем увидеть, как ветер шевелит края скатерти, или как жук ползет по косяку двери, радоваться каждому вздоху и каждой капле пота. Боже, до чего банальны почти все людские проблемы! Забудьте их, вышвырнете вон и наслаждайтесь жизнью – она – это не счет в вашем банке и не новый автомобиль, она – это шелест листвы и шипение открытой бутылки газировки, поцелуй на дорогу и скрип песка под подошвами туфель. Радуйтесь. Живите. Любите.
А закончить хочется словами Ветра из Гостевой Книги «Кино Экспресса»:
«Все равно, даже после этого роскошного фильма, непременно найдутся режиссеры (сценаристы и продюсеры), которые по-прежнему будут снимать пургу. Чушь, необходимую для остальных, не прозревших миллионов. Почему-то никуда не исчезнут критики, пишущие свои острые рецензии из набора в "20 едких фраз для глупости" и "9 метафор для шедевра". Восхищенные зрители все равно пойдут потом на "Динозавров", а воинствующие эстеты будут с не меньшим исступлением обсуждать очередной, запечатленный на целлулоид, припадок какого-нибудь Триера. Найдутся даже такие, кто, имея глаза, уши и все возможности, чтобы посмотреть и насладиться этим фильмом, все равно этого не сделают. Почему такое происходит, наверное, можно понять, но вникать в это не хочется.»
И это – самое грустное впечатление от ленты.