Фильм:
В разное время великими картинами всех времен и народов зрители и критики называли то «Унесенных ветром», то «Гражданина Кейна» или «Касабланку», мы же смело можем причислить к ним «Войну и
мир». Фильм, объединивший в себе все указанные признаки великого кино, имеет на это полное право. (Кстати, съемки заняли целых семь лет при бюджете в полмиллиарда долларов по нынешнему курсу.)
Сергей Бондарчук – мастер визуально щедрой, но не пафосной режиссуры и сильный актер – совершенно справедливо чурался компромиссов монтажа ради соблюдения каких-то там стандартов. Отсюда бесконечное панорамирование, пространные монологи, обдумывание фраз в беседах – уважение к гению Толстого не позволило превратить литературный материк в простой набор баталий и любовных коллизий. Но именно эта дотошность, страсть к деталям, обилие эпизодов, на первый
взгляд не имеющих отношения к сюжету, но доподлинно раскрывающих состояние героев, и предоставила возможность расшифровать многозначительное, планетарного замаха название произведения. Прекрасная работа операторов и художников, умелое использование как подручных, так и самых современных средств, а также роскошные (иного слова не подберешь) массовки придали фильму высокую зрелищность, что вместе с огромным общекультурным значением было высоко оценено за рубежом и отмечено множеством престижных наград – включая приз Американской Киноакадемии в категории «За лучший фильм на иностранном языке». Более восьмидесяти стран мира познакомились с князем Болконским, Наташей Ростовой и Пьером Безуховым, пусть не всегда постигая особенности русской души, зато искренне восхищаясь ее величием. Во имя этого писался роман. Во имя этого снималось кино.
Изображение:
Заявленный на обложке покадровый ремастеринг благотворно сказался на анаморфированном изображении в формате 2,20:1. Дефектов пленки почти не осталось, детальность гораздо выше среднего, а краски и полутона имеют, что называется, «благородный» характер. На фоне хорошего разрешения и гладкости панорамных пространств артефакты почти не заметны, однако «зубчики» все же встречаются, равно как и «жучки», высыпающие в дыму сражений. Степень колебания яркости и подергивания кадра мала, да и появляются они на экране нечасто.
Звук:
Саунд картины представлен в двух версиях – DD 2.0 и DD 5.1. Первая, хоть и способна на адекватное сопровождение видеоряда, не может соперничать с шестью каналами. Разбросать по ним оригинальный монозвук оказалось задачей непростой, но осуществимой, результатом чего стали эффектные залпы орудий, раскаты взрывов и бьющая по перепонкам барабанная дробь. Но и сцены затишья, бывает, украшены любопытными шумами вроде впечатляющего колокольного перезвона. Закадровые монологи ярки и выразительны, а вот к репликам в диалогах иногда приходится прислушиваться. Некоторые резкие звуки сопровождаются дребезжащим эхом.
Дополнения:
Релиз состоит из четырех двухслойных дисков, на каждом из которых записано по одной серии фильма. Меню всех дисков элегантно анимировано и озвучено, а четвертый диск, помимо прочего, содержит ряд дополнительных материалов: архивный фильм о съемках (30 минут), воспоминания оператора А. Петрицкого о создании картины и многочисленные фильмографии.